Сегодня я присутствовал на пресс-конференции, посвященной эректильной дисфункции (эвфемизм «импотенции»). Поскольку тема мероприятия меня не особо интересовала (к счастью), я смотрел на презентацию и думал о статистике .
«Все эти пять лет горестных» я проходил обучение по не совсем понятной мне и всем моим одногруппникам специализации «Социология массовых коммуникаций». В рамках специализации мы должны были в том числе и заниматься методикой социологических исследований — как качественных, так и количественных. Пожалуй, главное, что я понял, касательно статистики — 93,8127% всей статистики бесполезно.
Громоздкие таблицы в еще более громоздкой программе SPSS усердно в течение нескольких лет продвигались нам человеком с отчеством Лазаревич (что символично в свете игры Uncharted 2, где главного злодея звали Зоран Лазаревич). На втором курсе надо было сначала долго делать никому не нужные анкеты «учебного исследования», после чего долго носиться с ними по университету, добиваясь их заполнения от спешащих студентов. Примерно как в мультфильме — «ты потом еще полдня за ним бегать будешь, чтоб фотографию отдать». На четвертом курсе кошмар повторился — на этот раз пришлось делать «вторичное исследование» по материалам какого-то общеевропейского опроса. В итоге для финальной презентации я подгонял цифры в Word и рисовал нужные графики в Photoshop.
Смысла в программе SPSS (по крайней мере для себя) я так и не увидел. Скорее всего, у нашей замечательной кафедры и не менее замечательного деканата было слишком много свободного времени на придумывание очередных новых направлений в социологии.
Не менее забавным предметом оказалось нечто под названием «Методы проведения качественных исследований», где преподаватель (ярая противница количественного подхода и вышеупомянутого Лазаревича) учила нас правилам проведения фокус-групп и усердно агитировала за них. Несколько лет позже, уже работая в сфере рекламы, мне объяснили, что фокус-группа — последний бастион защиты рекламного агентства. Проводится она (если вообще проводится) пост-фактум, после запуска ролика или кампании. В случае претензий клиента «А почему ваш дорогой ролик не сказался на продажах?!» всегда есть возможность кивнуть на фокус-группу. Манипулирование результатами приветствуется.
Вообще, всегда очень удивлял тот факт, что никто никогда не говорил главного и очевидного: нельзя вслепую доверять информации, особенно если за ней могут стоять чьи-то финансовые интересы. Цифры — это не хорошо и не плохо, но вот крутить ими можно как угодно. Хотя умение тыкать в лицо собеседнику бумажки с умными словами и столбцами цифр, болезнь многих СМИ и ученых мужей, считающих себя слишком учеными, конечно, небесполезно (относительно).
Вот обо всем этом я думал на пресс-конференции про эректильную дисфункцию.
ну а что ты хочешь от социологии, если я 4 года(т.е. все годы после 1 курса), слушал в сентябре фразу «то, что вам преподавали до сих пор — это говно мамонта, а не экономика. то, что я вам сейчас расскажу — вот это настоящая экономика»…
и что потом страна хочет получить от таких экономистов?))
p.s. а у нас один товарищ на курсе диплом пишет по гинекологическому кабинету частному. я уже предвкушаю его защиту)))